Теперь на очереди шарообразные предметы и неопределенные формы, которые нужно анализировать. Кроме того, на этом занятии мы уделим особое внимание поверхностям различных материалов и их структурам.
Здесь потребуется умение пристально наблюдать. Из чего сделан наш предмет? Гладкая или грубая у него поверхность, отражающая она или матовая, прозрачная или непрозрачная, со складками или трещинами?
Пошаговая работа над рисунком «Натюрморт с кувшином масла и багетом»
Шаг 1
Для этого я выбрал три совершенно разные формы и структуры материала: стеклянный кувшин с маслом, разломанный багет и головку чеснока. Мы снова начнем с предварительного наброска. Для структуры стекла характерны блики и отражения на гладкой поверхности. На это нужно обратить особое внимание. Если внутри находится прозрачная жидкость, в данном случае, масло, то имеет место преломление света, из-за которого предметы, например, багет, видны сквозь стекле с искажением. Головка чеснока интересует нас своей формой с лучеобразным расположением долек и слоями кожицы с ее своеобразной поверхностью. Внутренняя часть разломанного багета и поверхность его хрустящей корочки тоже представляют собой дополнительную задачу для художественного изображения.
Прежде всего я тонкими контурами переношу отдельные предметы с соблюдением пропорций на лист. Чтобы обеспечить динамику построения рисунка, я обращаю особое внимание на то, чтобы кувшин как вертикальный элемент занимал от 1/3 до 2/3 ширины листа. Места наложения я оставляю не заштрихованными. После того, как все предметы изображены в пропорциях, я определяю, с чего мне начать и где будет композиционный центр картины.
Шаг 2
Я начинаю прорисовку с горлышка и ручки кувшина, перехожу к корпусу и продолжаю по направлению к основанию. Отражение и игру света и тени на стекле я передаю с помощью равномерной штриховки. Моя следующая цель -изображение жидкости и искаженного изображения багета на корпусе кувшина.
Любую из таких настолько разных структур можно изобразить с помощью соответствующей черно-белой карандашной штриховки. Важно вызвать у зрителя ощущение правдоподобия, чтобы его зрение совместно с фантазией нужным образом завершили предмет.
Левую половину багета и головку чеснока прорисовываем карандашом 3В. Место, где корка багета потрескалась, выделяем интенсивными линиями, то же самое делаем с головкой чеснока. Легкими свободными линиями прорабатываем оставшуюся часть корки. Изображая кожицу зубчиков чеснока, тонкими линиями обозначаем направление волокон.
Мой взгляд и внимание переключаются теперь на левую половину листа. Там я горизонтальной штриховкой с помощью карандаша 2Н осторожно намечаю тень на столе, причем эта тень негативно обрамляет правую половину багета. Правую половину багета я обрабатываю так же, как и левую, но ближе к правому краю сокращаю интенсивность линий и прорисовки.
Шаг 3
Наконец я еще раз проверяю общий вид рисунка издалека и однозначность композиционного центра. Композиционный центр, а значит и определенное направление взгляда зрителя, я выделяю, объединяя области собственной и отбрасываемой теней головки чеснока. Благодаря этому усилению контраста кувшин и его основание, головка чеснока и половинки багета выделяются, и становится заметна их пластичность. Натюрморт слегка оживляют небольшие хлебные крошки: гладкому столу они придают разнообразие структуры, а всему сюжету -живой реализм. Поставив подпись и дату, я заканчиваю картину.
Еще одно упражнение, которое вам обязательно следует выполнить, заключается в том, чтобы изобразить мелкие предметы. В данном случае грецкие орехи, в размере, в два или три раза превышающем их собственный. При этом вам неизбежно придется присматриваться еще внимательнее, рассматривать детали в приближении, как через увеличительное стекло. Это хорошее упражнение для того, чтобы развить наблюдательность.
Набросок -изображение пенька хвойного дерева с особенным вниманием к передаче деталей. Здесь хорошо видно, как изображение меняется от простых контуров деревянного спила к сложной структуре древесной коры
Способ 1
С помощью многочисленных легких штрихов и линий можно уловить точную форму и пропорции кувшина. При этом неважно, удается ли с первого раза схватить форму, даже наоборот! Зная и помня, что форма необязательно с самого начала должна быть правильной, вы будете работать спокойнее и воодушевленнее. Когда форма найдена, ее выделяют и усиливают более решительными линиями. Все «неверные» линии просто остаются на бумаге, их не стирают. Важный аспект здесь -тот живой и динамичный эффект, делающий подобные рисунки интереснее
Способ 2
Когда вы обретете уверенность, создав первый эскиз, можете попытаться рисовать предметы, проводя небольшое количество линий.
Этот способ требует большей сосредоточенности. Напряжение здесь, конечно, выше, чем при работе первым способом, ведь при вынужденном более сильном нажиме карандаша невозможно или почти невозможно что-либо исправить. Однако благодаря меньшему количеству линий можно достичь дополнительной динамики и напряженности. Помимо этого, чтобы распознать форму, требуется меньшее количество деталей, что также придает особую привлекательность рисунку.
Способ 3
В этой версии сочетаются оба приема. Дополнительным моментом, который привлек мое внимание, было искаженное отражение на корпусе кувшина. Обстановка видится как будто через объектив типа «рыбий глаз».
Здесь важно найти баланс между правильным, конструктивным и точным изображением и отображением настроения и личного впечатления. При этом решающую роль играют построение рисунка, его композиция и то напряжение, которое создается за счет смены прорисованных и обрывочно представленных областей. Перебор и в ту, и в другую сторону легко может лишить рисунок интриги и сделать его скучным. Здесь тоже действует правило «чем меньше, тем больше»
Метки: Учимся рисовать, учимся рисовать карандашом
Извините, комментирование закрыто.
Извините, комментирование закрыто.