Теперь, когда у вас есть необходимые инструменты и материалы, нужно научиться ими пользоваться и привыкнуть к ним.
Это особенно важно, если вы рисуете впервые или после длительного перерыва.
Как спортсмен, который перед каждым состязанием разминается, достигая «рабочей температуры», чтобы снизить риск спортивных травм, художник тоже должен для начала «разогреться».
Приведенные ниже упражнения можно регулярно выполнять как разминку. Они помогут развить графические навыки, обрести либо вернуть ощущение бумаги и карандаша (что особенно важно, если вы используете их разные типы).
Только тогда, когда у вас будет достаточно опыта и представления о том, как действуют ваши инструменты для рисования, какие линии можно проводить с большим или меньшим нажимом, заостренным или затупленным карандашом, вы сможете начать изображать те объекты, которые видите. Каждый раз, когда представляется такая возможность, рисуйте и царапайте на) всем, что попадается под руку — на газетах, салфетках, пивных подставках, черновиках и т. д. Я в основном царапаю на листах для заметок, когда разговариваю по телефону.
Рекомендую завести блокнот для записей или набросков либо нелинованную тетрадь, где вы будете выполнять упражнения и, при желании, создавать свои остальные работы.
Но прежде чем перейти к первым упражнениям, разберем еще один важный вопрос: как держать карандаш?
В принципе, существуют два способа. Можно держать карандаш точно так же, как при обычном письме, лишь с тем небольшим отличием, что рука не касается поверхности, а в качестве упора используется мизинец. Другой способ держать карандаш — так же, как кисть, когда с ее помощью что-то покрывают лаком. Карандаш сжимают между большим и указательным пальцами, а его конец ложится под ладонь. В обоих положениях карандаш держат свободно в области его последней трети, не слишком близко к острию. Лучше всего, когда движение идет от плеча через всю руку. Важно не напрягаться и не сжиматься, чтобы это положение было удобно и для вас самих.
Задание. Заполните целую страницу свободными легкими штрихами, линиями, кружками, каракулями, завитками и т. д., по возможности не отрывая руки. Используйте для этого заточенный карандаш НВ. Повторите то же самое упражнение с затупленным карандашом 6В и т. д. или используйте разную бумагу, от гладкого картона до структурированной бумаги, обращая внимание на изменение эффекта от различных штрихов.
Как показано в примере, сначала нужно потренироваться проводить линии в разных направлениях, как показано стрелками. Многим довольно трудно провести прямую линию большой длины. В основном люди сначала проводят маленькие робкие линии покороче, чтобы превратить их в более длинную «прямую линию». Теперь у вас есть возможность потренироваться. Поставьте точки у верхнего и нижнего краев листа. А теперь проведите соединительную линию от верхней точки до нижней, поставив острие на верхнюю точку и держа карандаш так, как описано выше: нацельтесь на нижнюю точку, а потом быстро одним движением соедините эти точки. Этот способ стоит отрабатывать до тех пор, пока вы не обретете уверенность. Затем проделывайте те же движения в обратном направлении, то есть снизу вверх, а потом так же слева направо и справа налево.
Внимание! Лист при этом, естественно, должен оставаться в изначальном положении, переворачивать его нельзя.
Выполнять эти упражнения необходимо, чтобы достичь того умения проводить уверенные линии, которое пригодится для набросков и контурных рисунков. Что это значит? В следующей главе я отдельно остановлюсь на том, как «схватывать» и «правильно видеть» предметы, которые собираешься изобразить.
Пока что ограничимся вот чем: по своей природе рисунок карандашом представляет собой просто набор линий. Все предметы, как правило, состоят из плоскостей или тел из определенных материалов. Изгибы материала или пересечения тел образуют края, которые мы воспринимаем как углы, а в рисунке отображаем для начала просто в виде линий (контуров). Простой пример: рисуем контурами маленькую деревянную колоду. Форма этого параллелепипеда определена рисунком контура, но его размер и его материал остаются неизвестными. Только когда мы представим его поверхность, с помощью так называемого рисунка в рамках, то есть изобразив текстуру древесины и границу между освещенной и неосвещенной (светлой и теневой) сторонами, мы придадим предмету вид, однозначно определяющий его как деревянную колоду.
Таким образом мы подошли к следующему заданию. Как заполнить контурный рисунок линиями или штрихами? Я пока что не затрагиваю вопрос об изображении структуры материала и остановлюсь только на отображении градаций серого, то есть светлых и темных плоскостей, тонов плоскости. Так же, как в случае с черно-белой фотографией, где все плоскости, тела, структуры и краски передаются с помощью градаций серого от белого до черного, сейчас вам тоже нужно создать шкалу тонов.
Задание. Нарисуйте десять квадратов приблизительно 5×5 см друг рядом с другом и заполните их непрерывными линиями, штриховкой и т. д. таким образом, чтобы на плоскости был виден четкий переход от черного к белому. Попробуйте использовать и несколько карандашей различной твердости, и разные типы линий, и лишь один карандаш. Сравните эффект. Старайтесь в рамках одной шкалы использовать один и тот же тип линии.
Теперь вы можете себе представить, как изображаются более светлые и более темные поверхности, — В предметном рисовании важно видеть эти градации уже в самом сюжете и изображать их с помощью соответствующих оттенков серого.
Вот еще одно разминочное упражнение, которое вы можете выполнить в альбоме для набросков.
Задание: Возьмите лист формата A3, изобразите на нем одинаковые квадраты, разумеется, от руки, без линейки, и заполните эти квадраты линиями, узорами, как показано на рисунке. Начните с простых линий и постепенно усложняйте их. Вначале работайте заостренным карандашом НВ.
То же упражнение с использованием затупленного или широкого карандаша 6В дает другие результаты. Попробуйте! Вы будете удивлены, увидев, на что вы способны!
Для чего нужны такие упражнения-каракули?
1. Вы осваиваете инструменты для рисования. В игровой форме вы знакомитесь с особенностями и тонкостями вашей собственной манеры рисования, что совершенно необходимо и является предпосылкой для дальнейшего успеха.
2. Эти упражнения наделяют вас уверенностью и умением контролировать ваши линии: то, насколько светлыми или темными, узкими или широкими, короткими или длинными они получаются, насколько близко или далеко друг от друга они расположены, сколько времени вам требуется на их изображение.
3. Вы развиваете вашу фантазию и творческие силы, ищете и находите множество различных вариантов, а это -предпосылка для формирования вашего собственного стиля.
4. Эти упражнения служат подготовкой и воодушевляют вас на более сложные и большие рисунки. От небольшого формата легче перейти к крупному.
Кроме того, что подобные каракули, которые по-английски называются «doodling» (дудлинг), приносят пользу, сейчас они еще и в моде. Было замечено, насколько активно с их помощью стимулируется наш творческий потенциал. Это относится ко всем областям деятельности, как к профессиональной, так и к досуговой.
Подобный игровой подход помогает справиться и с другими задачами. Эти каракули не обязывают вас к созданию совершенной работы, никто не требует от вас немедленного успеха, рисунок не обязательно должен быть удачным. А это придаст вам сил, чтобы без страха браться за новые за дачи, ставить новые цели и сверх цели.
Такой вывод подтверждают научные данные из области медицины. Графическое отображение активирует правое полушарие головного мозга, которое, как известно отвечает за творческую деятельность. Левое же, напротив, отвечает за аналитическое логическое мышление. Установить тесно взаимодействие между двумя полушариями — цель многих современных тренингов.
Вы, конечно, и сами замечали, насколько по-разному воспринимаете вещи в зависимости от того, читаете, слушаете, смотрите на изображения или осязаете их Графическое представление -неотъемлемая часть нашей жизни, нашего общения Это, например, символы и пиктограммы к которым мы обращаемся постоянно: дорожные знаки, указатели и вывески, компьютерные значки, которые понятны носителям любого языка.
Я хотел бы вселить в вас уверенность и призываю начать с каракулей подобного типа, чтобы вы сами почувствовали эффект и пробудили в себе творческие силы.
Вы увидите, как с каждым заполненным квадратиком у вас будут возникать новые идеи по поводу следующего. Стоит только начать развивать правое полушарие с помощью графических упражнений! Смелей удивите самих себя. Вы сами не поверите: когда узнаете, на что способны!
Только постоянное осмысление и рассматривание, постановка задач и их достижение с помощью графических средств позволит вам развиваться дальше.
Метки: Учимся рисовать, учимся рисовать карандашом
Извините, комментирование закрыто.
Извините, комментирование закрыто.