Главная > Разное > Учимся рисовать — зарисовки и наброски с натуры известных авторов

Учимся рисовать — зарисовки и наброски с натуры известных авторов

Добавлено: 11 декабря 2012 | Категория: Разное
(Нет оценок)
Загрузка...



Обращаясь к изучению наследия того или иного выдающегося художника, мы, помимо законченных капитальных произведений и этюдов, встречаем у каждого из них большое количество альбомов и альбомчиков, заполненных различными зарисовками и набросками. И когда мы более подробно ознакомимся и с характером и с содержанием этих набросков и зарисовок, нам станет ясно: все они в сущности отображают то, что остановило внимание художника в окружающей его жизни, с чем встретился он вне стен своей мастерской.

Тут портретные зарисовки современников, группы людей, уличные сцены, наброски животных, зарисовки пейзажного характера, фрагменты архитектуры и многое, многое другое. Иногда это зарисовки более или менее проработанные, иногда это только штрихи, пометки, понятные лишь самому художнику, но, очевидно, для него важные и необходимые.

Подобно тому как писатель никогда не расстается с блокнотом, куда записывает он и разговорную речь и отдельные слова, свои наблюдения типов и характеров заинтересовавших его людей, – так же не можем мы представить себе подлинного художника без стремления к изучению жизни, без альбома, куда заносит он все, что привлекает его взор и внимание в явлениях «быстро текущей жизни».

Сколько таких альбомов оставили нам А. Иванов, Репин, Серов. Большой интерес представляют дорожные альбомы пейзажиста Ф. Васильева, успевшего за свою короткую жизнь сделать множество превосходных зарисовок и набросков. Мы знаем альбомы и многих других художников.

Трудно переоценить все значение зарисовок, набросков и рисунков с натуры в работе как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Некоторые люди обладают прекрасной зрительной памятью, но, даже хорошо запомнив увиденное, «держа его в голове», нелегко, а подчас и невозможно воспроизвести на бумаге все разнообразие натуры. Сколько новых, неповторимых явлений возникает перед нами каждый момент!

Что же делать художнику, если его взволновало и захватило развертывающееся перед ним событие во всем богатстве зрительных впечатлений? Очевидно, необходимо делать заметки, зарисовки, наброски как с натуры, так и по памяти и воображению. Это будут портретные зарисовки, наброски животных, предметов обихода, да всего и не перескажешь. Зрительные впечатления постоянно должны фиксироваться изобразительными средствами и в различных материалах.

Но недостаточно попробовать и даже потренироваться в работе над наброском. Надо многое преодолеть, чтобы овладеть умением свободно передавать свои наблюдения и замыслы в набросках, зарисовках, эскизах и, в конечном счете, в законченном рисунке или картине.

Необходимо, однако, твердо запомнить, что дается это художнику на основе длительного изучения натуры, приобретения знаний и навыков, постоянных упражнений в рисунке и живописи.

Набросок имеет свои особенности, отличающие его от рисунка. Набросок дает возможность выразить первое впечатление от натуры во всей ее неповторимости; задачей рисунка будет закрепить, уточнить, проработать форму, сохраняя свежесть первоначального впечатления.

Набросок карандашом

В жизни часто приходится наблюдать человека в движении, животных же просто невозможно поставить в нужную вам позу. В таких случаях незаменим быстрый набросок или даже серия набросков. Лишь поняв и выразив свои наблюдения в зарисовках, можно будет закрепить это в художественном произведении.

Иногда набросок приходится делать быстро. Если в состоянии природы или в облике человека вдруг все изменилось, лучше оставить этот набросок и сделать новый. Потом уже, по памяти, на основании хотя бы и коротких зарисовок закрепить свое впечатление.

Не нужно, однако, сужать роль наброска и сводить его только к быстрой зарисовке первого впечатления. Его огромные возможности определяются бесконечным разнообразием окружающего и условиями, в которых работает художник. Можно набросок сделать более проработанным, показать отдельные детали. Среди приводимых здесь рисунков есть и быстрые, и более продолжительные зарисовки, и рисунки по памяти, которые порой трудно отличить от работы с натуры.

Наброски и зарисовки служат самым различным целям. Это могут быть наброски, связанные с изучением натуры, – часто, прежде чем приступить к рисунку, с модели делают беглую предварительную зарисовку. Такая зарисовка помогает уяснить главное в модели, так как в ней уже схвачены характерные черты, намечены композиция, движение, основные пропорции. В дальнейшем в рисунке большого формата внимательно штудируются детали, уточняется форма, решаются задачи света.

Следует сказать, что вообще работу над длительным рисунком и этюдом надо сопровождать большим количеством набросков, тренируя глаз и руку на различных по характеру моделях. Необходимо предупредить начинающих художников против наброска как самоцели, против «наброска для наброска», против легкомысленного отношения к быстрым «эффектным» зарисовкам, где за ловким и хлестким штрихом, «красивой» манерой зачастую скрывается безграмотность и беспомощность в решении формы.

В наброске должны быть отражены знания и опыт, приобретенные в изучении натуры. Например, вы делаете набросок руки; необходимо, чтобы чувствовался поворот кисти, чтобы были показаны пальцы, выражен жест, решены пропорции. Но если все это делается поверхностно, без знания анатомии и конструкции руки, без предварительной проработки и изучения, то все окажется неверным, пустым, бессодержательным. Такой набросок не принесет никакой пользы начинающему художнику.
Каждый раз следует ставить перед собой определенные и четкие задачи.

По мере совершенствования художника будет подниматься качество его рисунков и набросков.

Начинающим очень полезно делать краткосрочные рисунки и наброски с различных предметов обихода, например с табуретки, ведра, стола, шкафа и т. п. Эти зарисовки разовьют глазомер, понимание формы и, главное, ощущение формы в пространстве. Следует ставить предметы на разных уровнях – ниже линии горизонта, выше и на уровне глаз. Рисовать полезно на близком и на далеком расстояниях от предмета. При этом необходимо делать зарисовки линейные, чтобы точнее изучить перспективное построение, и наброски тоновые, светотеневые, чтобы передать объемность предмета.
Постепенно можно перейти к наброскам натюрморта, а также к зарисовкам интерьеров, потом к зарисовкам улиц и пейзажа.

Рисование человека и животных также должно сопровождаться целой серией целенаправленных набросков. Рисуя голову с одной точки, делайте зарисовки и наброски сбоку, в фас, снизу, изучайте голову в различных поворотах. То же относится и к рисованию фигуры человека. Наброски и краткосрочные рисунки помогут понять движение фигуры, ее характер и ее конструкцию, приучат к быстрой реакции глаза и руки рисовальщика на меняющиеся положения. Это касается и рисунков животных, зверей, птиц.

Приводим здесь наброски и зарисовки больших мастеров. Примеры эти даны не для копирования или подражания. Поняв, как тот или иной художник работал над решением стоявшей перед ним задачи, как он использовал возможности наброска и рисунка, как в них сказывались весь опыт мастера, склад характера, мысли и чувства, легче будет самому приниматься за работу. Откроются разнообразные пути и возможности в подходе к натуре, расширятся средства изображения.

Примеров набросков у мастеров прошлого бесконечно много. Нет, кажется, ни одного художника, у которого не нашлось бы большого числа интереснейших и очень ценных зарисовок с натуры. Посмотрите набросок К.П. Брюллова «Солдаты у пушки». Рисунок точен, хотя и выполнен быстро, «на ходу». Здесь есть и характерные черты человека и необходимые детали одежды, предметов.

Обратимся к работе И.Е. Репина – наброску натурщицы. Быстро, лаконично, строго определены в этом наброске пропорции головы, отношение торса к бедрам и ногам, наклон туловища по отношению к правой ноге, служащей опорой, и левой, поддерживающей равновесие. Убедительно переданы общий силуэт фигуры и освещение. В наброске можно увидеть, как художник уточнял пропорции и направление форм. Следы первоначальной наметки карандашом особенно видны ниже левой стопы, у голени, отчасти у левой руки.

Очень остры по характеристике наброски художников-передвижников. И в повседневной работе этих художников сказывались их отношения к действительности, их творческие устремления. Не случайно и в своих зарисовках они уделяли главное внимание простым людям.

Приведем из многочисленных зарисовок Репина рисунки: «Лев Николаевич Толстой» и «Казак». Как различны по технике, по степени законченности эти работы: мелкие подробности вплоть до фактуры шапки в первом и лишь несколько штрихов – намек о форме – во втором.

Замечательный портретист, Репин оставил в своих альбомах множество набросков с голов. Выполненные разной техникой, они помогают понять приемы и способы работы художника над короткой зарисовкой. Тонкость и красота этих набросков выражаются в глубоком решении образа.

Лаконично нарисована художником В.А. Серовым балерина Карсавина. Каждая линия передает женственность фигуры; голова, плечи, шея – все это возникает перед нами «как живое». Большой вкус помог художнику тонко передать облик Карсавиной.
Иную задачу ставит перед собой Суриков, зарисовывая юношу, сидящего за столом. Художника здесь интересует передача характера приемами тонового и светотеневого решения.

Художники-передвижники зарисовывали разнообразные типы людей из народа, их одежды. Набросок «Слепцы» Н.А. Ярошенко передает сложность движений, напряженность поз осторожно ступающих слепых. Выразительна и другая зарисовка этого же художника – «Женщина с ребенком»: здесь подчеркнуто самое характерное в облике модели. Многочисленные наброски позволяют Ярошенко в дальнейшем в законченных произведениях избегать надуманных поз, схематизировать изображения. Таким образом, зарисовки с натуры помогают художнику, дают ему богатейший материал для работы.

Наброски

В воспроизведенных набросках голов Маковский ставит перед собой задачу передать внутренний облик человека, наделенного характерными чертами.

Наброски С.В. Иванова сделаны сочно, остро, широко и очень конкретно. Здесь есть все – и характер человека, и тщательно отделанные детали.

Как мы говорили, темы зарисовок могут быть самыми различными. Часто они зависят от направления всей творческой работы художника.

Пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан оставили много очень интересных набросков, служивших им материалом для создания картин. В этих набросках они изучали детали будущей картины. Иногда короткий набросок делался для выбора места и компоновки будущего пейзажа.

Например, набросок из альбома Ф. Васильева – ель. Посмотрите, как закомпонован лист. Ель взята не оторвано от среды, чувствуется чащоба леса, таинственный полумрак. Можно ощутить структуру коры ствола и веток, художник передал характер света, падающего на листву. Рисунок как бы предвосхищает будущую картину.

У Васильева есть путевые зарисовки по дороге из Петербурга в Крым. Иногда художник ограничивается буквально несколькими штрихами, чтобы оставить себе заметку о развернувшемся перед ним ландшафте или быстро наметить силуэт дерева, повозки, строения. И тут же тончайший рисуночек заинтересовавшей его детали: веточки, дерева, кустарника.

Рисование подвижной модели, помимо общей изобразительной грамоты, требует от рисовальщика наблюдательности, умения быстро схватывать главное, зрительной памяти. Рисуя гипс или натюрморт, художник может без конца уточнять пропорции, выверять рисунок, постепенно доводить его до законченности. Но как быть, если вы хотите зарисовать человека в движении? Вот тут многому можно поучиться у Серова. Несколькими смелыми штрихами характеризует он фигуру человека, намечает соотношение форм, передает позу, «схватывает» жест, поворот, светотень.

Иногда трудно отделить наброски и зарисовки, сделанные «для себя», от работ художника, связанных с собиранием материала для эскиза или картины. Но в последнем случае художник проделывает поистине огромную предварительную работу. Тут и зарисовки с натуры, и эскизы, и первоначальные наброски сцен, групп, отдельных лиц, деталей. Здесь переплетается и работа с натуры, и по воображению, и по памяти. Вот когда обнаруживаются мастерство и опыт художника, его чувство формы, цвета, его зрительная память, его умение сочетать постоянную тренировку в работе с натуры с зарисовками, этюдами и эскизами по памяти и воображению.

Приводим наброски и зарисовки И.Е. Репина: «Предупреждающего» к картине «Не ждали» и горбуна к картине «Крестный ход в Курской губернии».

В этих набросках есть некоторая разница. Горбун нарисован с натуры. Художник изобразил конкретного человека с характерными чертами. В «Предупреждающем» добавлено действие, он как бы получил роль, и уже в наброске показано исполнение им этой роли. Но в том и в другом случае Репин выбирает позы, ищет движение, характер, до тонкости прорабатывает детали. К картине он приходит во всеоружии.

В.И. Суриков, как он сам говорил, любил наблюдать и зарисовывать группы людей и использовал впоследствии натурные зарисовки в своих эскизах и картинах. Всем, кто знаком с картиной Сурикова «Боярыня Морозова», вероятно, запомнился юродивый, сидящий на снегу. Но не всем известно, что юродивый написан был художником с натуры. Помимо этюда маслом, имеется и предварительный набросок карандашом. Уже в этом наброске определился будущий тип юродивого в картине. Поза, выражение лица, жест руки, одежда изображены экономными средствами – сказались наблюдательность и опыт большого художника. Для подлинного мастера в его произведении нет второстепенных мест. Каждая деталь должна быть на своем месте, играть определенную роль. Так и у Сурикова. Он делает этюды снега со следами проехавших розвальней, зарисовывает крыши домов, делает наброски даже с таких «мелочей», как посох, шапка, чашка с монетами. Для того же юродивого, не удовлетворяясь общей зарисовкой, он делает рисунок стопы.

Большую подготовительную работу провел Суриков, решая образ главного действующего лица картины – боярыни Морозовой. Известно, как долго не мог он найти ее облик. В написанном холсте долго оставалось не заполненным центральное место. Однако общее построение сидящей в санях фигуры, ее поза, жест – все это уточнялось в предварительных набросках от себя и с натуры.

По-своему, но в том же плане работали и другие художники – современники Сурикова. Большой интерес представляет набросок К.А. Савицкого к картине «Ремонтные работы на железной дороге». Видно, что художника в первую очередь интересуют характеры изображаемых людей. В наброске изображены и детали: повязка на голове, рука, тянущая лямку, ноги везущего тачку.

В заключение немного о материалах для работы

Прежде всего это альбомы, карандаш и резинка. В карманном альбомчике можно делать зарисовки иногда буквально на ходу, но по возможности следует делать и более тщательные зарисовки. Это зависит от поставленной задачи или сложившихся обстоятельств. Полезно вносить в альбом зарисовки по памяти из наблюдений дня, изображать то, что совсем не удалось зарисовать или можно было нарисовать лишь очень «набросочно», намеком. Такая работа должна войти в привычку, в систему.
Очень хорошо, помимо альбома, завести папку с бумагой разного формата, цвета, фактуры. Папка должна быть достаточно твердая. Бумагу можно закреплять зажимами.

Помимо работы карандашом, можно использовать самые разные образные материалы – тушь, акварель, сангину, цветные карандаши. Некоторые художники в последнее время пользуются для набросков авторучкой с черными чернилами.
Нельзя, однако, в применении какого-либо материала для набросков и зарисовок видеть лишь одну «техническую основу» рисования.

Сама тема или объект рисунка может подсказать, чем и как рисовать
Вот перед нами пушистый котенок, лохматая сибирская лошадка, собака, звери в зоопарке и т. п. Так и напрашивается мягкий материал: тушь, прессованный уголь. Захотелось вам сделать набросок с ажурной решетки у входа в парк, с подъемного крана на стройке, неплохо, наверное, будет взять перо или «строгий» карандаш.

Тихий осенний вечер, дали окутываются туманом, на первом плане мягко вырисовываются стог сена, купы деревьев, белые пятна гусей, темные силуэты животных. Хорошо попробовать передать состояние вечера в акварели.

Здесь еще надо остановиться на вопросе о вкусе, о жизненности и выразительности зарисовок. Разговор идет не о каком-то рецепте, например, как рисовать животных или архитектуру. Дело в достижении наибольшей жизненности в передаче натуры. Взятую вами тему или объект можно изобразить различными средствами, используя разнообразные материалы. Роль материала и его возможностей в таких случаях трудно переоценить. Рисуя множество разнообразных натур, вы все больше будете ощущать материал, все более использовать его богатые возможности. Знание особенностей материала, умение его чувствовать постепенно подводит художника к мастерству выполнения. Но все время надо помнить, что нельзя впадать в «штамп» в «манеру», делать все привычным «приемом», повторяя что-то когда-то удачно у вас получившееся.
Одну и ту же тему разные художники решают самыми несхожими приемами. Посмотрите, например, зарисовки львов у Рембрандта, у В.А. Серова, у наших современников Н.А. Тырсы, В.А. Ватагина и других.
Наброски и зарисовки полезно выполнять разных размеров.

Для развития глазомера и тренировки руки делают углем или щетинной кистью большие наброски в лист бумаги. Эти быстрые зарисовки обычно связаны с работой над панно, плакатом и т. п. Продолжительность выполнения такого рисунка может колебаться примерно от 10 минут до 1 – 2 часов.

Устанавливать продолжительность работы над наброском или краткосрочным рисунком трудно, но все же в отличие от тщательной штудировки и длительной работы набросок и краткосрочный рисунок всегда будут иметь свою специфику, которая и определит время их выполнения в каждом отдельном случае.


Метки:



Комментарии

Извините, комментирование закрыто.

Извините, комментирование закрыто.

  • Метки
  • Самые комментируемые
  • Последние комментарии