Главная > Разное > Учимся рисовать — все о тенях

Учимся рисовать — все о тенях

Добавлено: 25 декабря 2012 | Категория: Разное
(голосов: 1, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...



Начальные сведения по теории теней
Показывая небольшие изменения рельефа при помощи полутонов, нельзя забывать об основном делении изображаемой объемной формы на освещенную и теневую стороны. Освещенные плоскости, легкие переходы к полутеням на кривых поверхностях, те места, которые освещены скользящими касательными лучами, собственные тени, разнообразные рефлексы и падающие тени – все это средства передачи объема.

При помощи карандаша и белой бумаги нет возможности во всю силу передать существующую в натуре разницу между самыми яркими бликами и глубокими тенями на темных предметах, но можно и необходимо правильно выдерживать соотношения между различными по освещенности поверхностями.

В качестве примера передачи объема при помощи светотени может служить картина французского живописца XVIII века Шардена, на которой изображен барельеф «Осень» работы скульптора Бу шар дона. Глубокие тени и легкие полутона образуют здесь большую шкалу переходов от самых темных мест к наиболее освещенным. Источник света находится слева от зрителя, а потому ровная плоскость фона освещена скользящими лучами и оказывается темнее тех поверхностей рельефа, которые повернуты к свету перпендикулярно.

Мы видим предметы при естественном свете и при искусственном освещении лампы, свечи, фонаря. Расположение теней на картине будет различным при естественном и искусственном свете. От искусственного источника света лучи распространяются радиально. Лучи солнца или луны мы считаем имеющими параллельные направления, так как удаленность до светила неизмеримо велика по сравнению с величиной освещаемых поверхностей и расстоянием от зрителя до изображаемых предметов. Естественное освещение называют параллельным.

В первоначальных композиционных набросках художник часто ищет расположение теней и изображает их так, как для него желательно. По наиболее важным для композиционного замысла намеченным теням художник в дальнейшем может определить положение источника света и проверить правильность размещения теней от других изображаемых предметов. В работе над композицией ему помогает знание теории теней.

Проследим расположение собственных и падающих теней при естественном свете в различное время дня и при различном расположении источника освещения.

Тени при естественном освещении

Так как лучи солнечного света параллельны друг другу, то их направления на рисунке надо строить по правилам построения перспективы прямых параллельных линий. При изображении падающей тени нужно учитывать положение плоскости, на которую падает тень, и направление лучей света. Если плоскость расположена перпендикулярно к лучам света, то очертание падающей тени повторит абрис предмета. Если плоскость повернуть под острым углом по отношению к лучам света, то падающая на нее тень изменит очертания и соответственно вытянется в ту или другую сторону.

Наклон лучей зависит от положения предмета по отношению к солнцу и определяется углом между лучами и предметной плоскостью. Перпендикулярные к освещенной плоскости лучи света дают более яркое освещение, чем направленные под косым углом скользящие лучи. Поэтому в час заката или восхода солнечный свет имеет меньшую интенсивность, чем среди дня. В полдень лучи солнца падают почти перпендикулярно, а потому падающие тени от предметов короткие. Ближе к закату тени удлиняются.

Нами воспроизведены рисунки, где мы видим светотень на восьмигранной призме и цилиндре. Направление стрелок показывают проекции солнечных лучей. Плоскости призмы освещены менее интенсивно: они получают меньшее количество световых лучей. Сила света на них зависит от угла, под которым падают лучи на эту поверхность. Между освещенными и теневыми плоскостями призмы резкая грань, а на боковой поверхности цилиндра мы видим постепенные мягкие переходы светотени.

В этой статье мы разбираем три характерных положения источника света: когда солнце освещает предметы сбоку, находится перед зрителем и сзади зрителя.

Когда предметы на картине освещены лучами сбоку, то источника света S не видно на картине. Лучи параллельны картине, а проекции солнечных лучей параллельны основанию картинной плоскости. Чтобы определить величину падающих теней на предметной плоскости, от оснований предметов проводят горизонтальные линии, определяющие направление теней, а через верхние точки предметов – наклонные линии под таким углом, который соответствует направлению лучей солнца в данное время. Точки пересечения лучей с их проекциями определяют контуры падающих теней.

Художник Б.М. Греков написал картину «Трубачи Первой Конной армии». По направлению и размерам теней видно, что солнце находится сбоку, слева, и на большой высоте. Положение его легко определить, если провести вспомогательные линии от крайних точек теней на земле через верхние точки соответствующих фигур.

При положении солнца перед зрителем оно может быть изображено на рисунке, картине или находиться за их пределами. Художники иногда передают час восхода или заката, но обычно избегают показывать само солнце, ограничиваясь передачей освещения. Диск луны изображают чаще, так как свет ее менее ярок.

Если солнце находится перед зрителем, то оно может быть на любой высоте выше линии горизонта. Тогда мы видим или не освещенные или только частично освещенные стороны предметов, а падающие тени направлены к зрителю. При этом проекция источника света всегда находится на линии горизонта, а солнце, т. е. точка схода световых лучей, всегда выше горизонта.
Положение источника света может быть намечено в середине картины, справа или слева, в зависимости от желаемого, а иногда и необходимого направления теней.

На фотографии зимнего леса при положении солнца перед зрителем тени от стволов падают в сторону зрителя. Продолжив направления этих теней, мы увидим, что точкой схода для них является не само солнце, а его проекция на линии горизонта. Само же солнце находится значительно выше горизонта, на перпендикуляре из точки схода теней.

Солнце освещает дворик спереди и справа от зрителя. Падающие тени направлены на зрителя и ложатся левее отбрасывающих их предметов. Чтобы определить положение солнца, можно соединить прямой линией крайнюю точку тени, падающей на освещенную стену ближайшего дома, с углом крыши, отбрасывающим эту тень, и продолжить эту линию. Мы получим наклон падения лучей.

Левый скат крыши дома намного темнее правого, так как повернут к солнечным лучам под косым углом. Падающая на светлую стену дома тень от навеса крыши, имеет четкую границу, а тень, ложащаяся на забор от ветвей дерева, соответствует очертаниям листвы.

Тени на первом плане много темнее, чем тени на поверхностях такой же окраски вдали. На теневых поверхностях видны рефлексы, которые делают тень светлее.

Солнце освещает видимую нам поверхность цилиндра. Если бы цилиндр был освещен неподвижным источником света, то направление падающей тени оставалось бы все время неизменным, но так как положение солнца на небе все время меняется, то рисующему надо избрать один из моментов.

Тени от стволов направлены к точке схода, которая взята выше линии горизонта, так как в картине изображен подъем по склону холма. Солнце находится относительно невысоко, что легко проверить, соединив вспомогательной прямой какую-либо из точек тени с соответствующей точкой предмета, отбрасывающей эту тень; продолжив это направление влево, мы определим угол падения солнечных лучей в картине.

Днем, если солнца не видно, в комнате источником света служит оконный проем. Когда комната освещена рассеянным светом, за основной источник света считают центр окна, но при этом учитывают, что вся площадь оконного проема дает лучи, которые ослабляют границы падающих теней, делают их нечеткими. Полная тень при таком освещении будет только там, куда не попадают лучи от всех точек плоскости окна.

Тени при искусственном освещении

При искусственном освещении лучи света распространяются по радиусам во все стороны. Стержни расположены по окружности, а лампа приподнята над центром круга. Стержни на первом плане отбрасывают тени в сторону зрителя, так как источник света освещает их с противоположной стороны. У находящихся слева и справа стержней падающие тени имеют горизонтальные направления, так как источник света по отношению к ним расположен сбоку. У дальних стержней тени имеют направления в глубь картины, так как источник света помещен ближе к зрителю и освещает их спереди. Чем выше поднять источник света, тем короче будут тени, а чем ниже его опустить, тем тени будут длиннее. Тени при искусственном освещении всегда имеют радиальное направление и сходятся в точке, являющейся проекцией источника света на той плоскости, где установлены отбрасывающие тени предметы. Длина теней определена пересечением лучей света с направлениями теней.

Таким образом, когда источник света взят более удаленным, чем предмет, то тени направлены на зрителя. Если источник света будет ближе, чем предмет, то тени пойдут к горизонту.

Чтобы научиться правильно распределять тени на картинах, мы советуем на вспомогательном рисунке наметить несколько фигур и местоположение лампы, а затем по глазомеру построить тени по тому способу, который дан в этой статье. Компонуя картину, следует проверять размеры и направления наиболее крупных падающих теней.

Рисуя тени, можно помещать лампу на любой высоте и на любом расстоянии от зрителя и предметов в зависимости от того, как это нужно для композиционного замысла. Светящуюся точку принято считать находящейся в центре источника света. Так как лампа освещает только небольшое пространство, то ближайшие к ней предметы освещены ярче, чем более удаленные. Самые темные тени изображаемых предметов и самые резкие границы падающих теней находятся на близком расстоянии от лампы. Силуэты закрывающих свет предметов будут наиболее темными местами картины. Сила света от источника света и определяется квадратом расстояния от освещаемой поверхности до источника света, то есть, если отодвинуть освещенную поверхность от лампы на расстояние в два раза большее, чем первоначальное, сила света на этой поверхности уменьшится в четыре раза. При солнечном свете с этой закономерностью не надо считаться, так как источник света находится от всех освещаемых предметов на бесконечном удалении.

Когда художник компонует эскиз картины с вечерним освещением, то часто закрывает от зрителя источник света первопланными предметами или фигурами. Это позволяет строить все тональные отношения от освещенных поверхностей, как от самых светлых мест картины. Если изобразить источник света, то эти же поверхности надо сделать на картине относительно к нему более темными. Если художник желает увеличить или уменьшить размеры падающих теней на картине, то он может это сделать, приближая или удаляя источник света от предмета, отбрасывающего тень, поднимая его выше или опуская.

Рекомендуем сделать с натуры, по памяти и по представлению, рисунки интерьеров с изображением теней от мебели и предметов домашнего обихода при низком и более высоком положении источника искусственного света.


Метки:



Комментарии
  • Кузьмина Анна

    Я раньше занималась рисованием, но вот что касается теней — они мне никогда не давались, я не могла понять, как нарисовать тень, которую отбрасывает предмет…

    13 января 2013 в 13:01
Желаете поучавствовать в обсуждении или задать вопрос?
Комментарий:

  • Метки
  • Самые комментируемые
  • Последние комментарии