Главная > Для мам > Знакомство ребенка с шахматной доской (Часть 2)

Знакомство ребенка с шахматной доской (Часть 2)

Добавлено: 23 декабря 2012 | Категория: Для мам
(Нет оценок)
Загрузка...



Шахматы — игра, развивающая у ребёнка способности к анализу, пространственное мышление и навыки принятия решений. Даже маленькие дети легко учатся играть в шахматы, запоминают правила и с удовольствием играют. Самое сложное в обучении ребёнка игре в шахматы — начать.

Шахматы — игра, требующая способности представлять себе игровую доску и ориентироваться на ней. Чтобы маленький шахматист лучше запомнил, как выглядит шахматная доска, можно использовать различные развивающие упражнения.
Например, попросите его нарисовать — на белом листе или мелом на асфальте — фрагмент шахматной доски.
Или сложите фрагмент шахматной доски из кубиков двух цветов.
Или возьмите лист разлинованной бумаги и попросите ребёнка раскрасить клеточки в шахматном порядке.
На прогулке или в гостях обращайте внимание на предметы, имеющие «шахматный» орнамент. Попросите ребёнка вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел такой же узор.
Во всех упражнениях обращайте внимание на чередование светлых и тёмных полей и подсказывайте ребёнку, если он допустил ошибку.

Горизонтали и вертикали
Вот что Пешка рассказал Славе о Шахматной стране.
На шахматном поле белые и чёрные клетки всегда чередуются. Дорожки, образованные из клеток, называются линиями. Линии бывают вертикальными и горизонтальными.
Положи палец на любую клетку возле левого края доски. А теперь проведи пальцем по всем клеткам слева направо — он «прошёл» по дорожке из восьми клеток. Это горизонтальная линия.


Горизонтальных линий всего восемь. Проведи пальцем по каждой. Посмотри на картинку на предыдущей странице, чтобы не ошибиться.
Такие же дорожки ведут от тебя в сторону противника. Они называются вертикальными линиями.
Вертикалей, как и горизонталей, восемь.
Проведи пальцем по каждой вертикали. Вверху этой страницы расположена картинка на случай, если ты запутаешься.
Чтобы указать на какую-либо клетку, не надо тыкать в неё пальцем: это невежливо. К тому же, когда на доске стоят фигуры, их можно случайно задеть. Нужно просто сказать, на пересечении каких вертикали и горизонтали находится нужная клетка.

У каждой клетки на шахматной доске есть свой адрес, чтобы её нельзя было перепутать с другими. Адрес состоит из названия вертикали и горизонтали, которые пересекаются на этой клетке.
Вертикали называются буквами латинского алфавита: а, b, с, d, е, f, g, h.
Если ты играешь белыми, то поле а находится слева от тебя.
Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8.
Потом, когда на доске окажутся фигуры, ты увидишь, что номер 1 — у горизонтали, на которой стоят белые король и королева, а номер 8 — у горизонтали, на которой стоят чёрные король и королева.
Взгляни на карту на следующей странице: теперь на ней видны названия клеток. Посмотри, на какой клетке находится белый король. Это вертикаль с буквой е и горизонталь с цифрой 1. Значит, надо сказать: «Король стоит на клетке el».
— Получается, мне нужно попасть на клетку el? — спросил Слава, когда Пешка закончил рассказывать.
— Именно так. Там ты найдёшь королевский дворец, а в нем — Белого Короля.
— А как я его узнаю?
— Я уверен, что ты сразу догадаешься. Конечно, горизонтали и вертикали —
самые главные линии шахматного королевства. Но нужно знать не только о них. Есть и другие линии.
Видишь, как клетки одного цвета соприкасаются углами? Прямые цепочки таких клеток образуют диагонали.
Диагонали не похожи на другие линии. В каждой диагонали все клетки одного цвета.


Ещё одно отличие заключается в том, что все горизонтали и вертикали имеют одинаковую длину, а диагонали — разную.
Проведи пальцем по всем диагоналям и сосчитай их. Какие диагонали самые длинные? А какие самые короткие?
В большой белой диагонали и большой чёрной диагонали по восемь полей. Там, где они пересекаются, находится центр шахматной доски. Это квадратик из четырёх клеток — двух белых и двух чёрных. Попрощавшись с Пешкой, Слава отправился искать королевский дворец.
Мальчик довольно долго шёл по белым и чёрным полям, но наконец добрался до большого здания.
Подходя к огромным дверям дворца, Слава услышал, как внутри кто-то громко возмущается:
— Безобразие! Где я найду генерала?! Почему никто в королевстве не может найти мне генерала?! Это возмутительно! Скоро важное сражение, а армией командовать некому!
Слава осторожно приоткрыл дверь и заглянул внутрь. Он увидел большой зал с колоннами. Посреди зала возвышался постамент, на котором стоял трон, как в мультфильмах. На троне сидел небольшой человечек в мантии и короне. Перед ним стояли Пешки — все они вели себя очень тихо и то и дело почтительно кланялись так, что их беретики едва не падали на пол.


Человечек на троне и издавал те вопли, которые Слава услышал ещё снаружи.
Дверь скрипнула, и все тут же повернулись и уставились на Славу. Мальчик смутился и покраснел.
— Кто ты такой и что здесь делаешь? — спросил человек на троне.
— Меня зовут Слава, здравствуйте. А вы, наверное, Белый Король?
— Как ты догадался?
— Вы сидите на троне и кричите на всех остальных. В сказках обычно короли так и поступают.
— Я знаю, кто ты! — тут же заявил
Белый Король. С этими словами он спрыгнул с трона и проворно подбежал к Славе. — Ты мой новый генерал! Пойдем смотреть на твои войска!
— Вы ошиблись, Ваше Величество, — вежливо ответил Слава (из мультфильмов он помнил, как полагается обращаться к королям). — Я совсем не генерал. Генералами бывают только взрослые и в фуражках.
— Ерунда, — отрезал Король. — Не в фуражке дело. А если хочешь, я найду для тебя фуражку. Ну так что, будешь моим генералом или нет?


— Зачем вам генерал?
— Чтобы командовать моим войском, разумеется. Ведь скоро сражение — кто-то должен сражаться на моей стороне! Солдаты у меня есть, не хватает лишь генерала.
— А что, ваши солдаты сами не умеют сражаться? — удивился Слава.
— Ещё как умеют! — обиделся Король. — Лучше всех! Но во всём должна быть дисциплина. Они так воспитаны: без приказа никуда не пойдут, чтобы не возникло путаницы. Во всём нужен порядок!
— Разве вы не можете сами командовать? — спросил тогда Слава.


Метки: ,



Комментарии
Желаете поучавствовать в обсуждении или задать вопрос?
Комментарий:

  • Метки
  • Самые комментируемые
  • Последние комментарии