Главная > Разное > Объясняем ребенку про коня в шахматах (Часть 11)

Объясняем ребенку про коня в шахматах (Часть 11)

Добавлено: 25 января 2013 | Категория: Разное
(голосов: 1, рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...



Ты, наверное, знаешь, что лошади умеют перепрыгивать через очень высокие препятствия. Кони, находящиеся в твоей армии, тоже так могут.

Обычно говорят, что шахматный конь ходит буквой Г. Он прыгает в любом направлении на две клетки вперёд и на одну — в сторону, так что может даже забежать противнику в тыл. Никакие фигуры, стоящие на пути, коню не помеха — лишь бы была свободна та клетка, на которую он собирается попасть в конце хода.

Конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Поэтому в начале партии, когда все остальные фигуры ещё заперты пешками, конь способен прорваться через пешечный строй и раньше других оказаться лицом к лицу с врагом.

Конь сильнее всего, когда занимает одно из центральных полей на доске. В таком положении он может стать ядром будущей атаки. А вот конь, загнанный к краю поля, совсем беспомощен.

Правила игры в шахматы: конь
Кони начинают партию на полях между ладьёй и слоном. Это поля b1 и gl для белых коней и поля b8 и g8 для чёрных коней.

У коней — самый замысловатый ход из всех шахматных фигур.

Конь может пойти на любое поле доски, не занятое фигурой его цвета, если она располагается на другом конце буквы Г (то есть вначале конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению).

Когда конь совершает ход, он может перепрыгивать через все остальные фигуры по ходу своего движения. Единственное препятствие для хода конём — если на поле, где конь собирается «приземлиться», стоит фигура своего цвета.

Проверить, правильно ли ты сделал ход конём, очень просто. В результате хода конь всегда оказывается на поле не того цвета, с которого начинал ход.

Задача о коне
Доска, изображённая ниже, разделена линиями на четыре маленькие доски, на каждой из них — своя позиция. Посмотри на все позиции и в каждой из них сделай ход конём: напади за один ход сразу на две фигуры.

Ответ:


Старинная задача о ходе коня. На приведённой ниже диаграмме числами мы обозначили порядок ходов твоего шахматного коня. Начни движение с поля с цифрой 1 (это поле а1) и двигайся дальше к каждому следующему числу (на поле с2, потом на поле el и так далее). Всего тебе потребуется, разумеется, 64 хода — вот какая длинная это задача!

Для тех, кто постарше: старинная задача о ходе коня
Эта задача — самая сложная из тех, что есть в книжке. Нужно учесть, что решение у данной задачи хоть и не очень сложное, но очень длинное. В конце книжки мы, конечно, даём ответ на эту задачу, но нужно постараться решить её самостоятельно.

Чтобы показать, как хорошо можно управлять конём, прокатимся на нём по всему полю. Поставим на пустой доске коня на поле а1 и будем делать последовательно ходы так, чтобы конь побывал по очереди на всех полях шахматной доски, но ни на одном поле не оказался дважды.

Чтобы не забыть, на каких полях конь уже побывал, а на каких — ещё нет, можно класть на каждое поле шахматной доски, где останавливается конь, бусинку, пуговичку или маленькое зёрнышко. Тогда, если мы сделаем всё правильно, у нас на каждом поле будет лежать по одному зёрнышку и не будет ни полей, где нет ни одного зёрнышка, ни полей, где почему-либо зёрнышек оказалось два или больше.
Угрозы конём заметить очень сложно, так что будь внимателен: следи, чтобы он не проскочил через твою оборону.

Покажи все возможные ходы для всех коней на диаграмме. Может быть, тебе трудно запомнить, как ходит конь? Тогда сделай себе подсказку. Вырежи из бумаги букву Г размером в три шахматные клетки и прикладывай её к полю, чтобы определить, куда может пойти твой конь.

Сыграем
Сыграй новые тренировочные партии. Сначала поставь по углам доски двух коней разных цветов и посмотри, кому из них удастся взять противника в плен.

Потом усложни задачу: поставь на соседнюю с каждым конём клетку по ладье или слону того же цвета и играй двумя фигурами против двух. Совсем скоро ты будешь командовать всей многочисленной шахматной армией, а пока научись управлять малой её частью.

Начальная позиция

— Ну что? — спросил Король. — Ты запомнил, кто что умеет?
— Да, — ответил Слава. — Ох, только бы не запутаться: фигур так много, они такие разные, для каждой есть свои правила!
— Ничего, — Белый Король ободряюще похлопал мальчика по плечу, — справишься. Всё приходит с опытом.
Не выиграешь сразу — сыграешь ещё раз, а потом ещё раз…
— То есть как? Если я с первого раза не возьму Чёрного Короля в плен, придётся сражаться много раз, прежде чем он расскажет, как мне попасть домой?
— Угу. А ты думал, он будет тебе поддаваться? Ладно, не время сейчас об этом говорить. Скоро начнётся сражение — пойдём смотреть парад.
— Какой парад? — удивился Слава.
— Построение фигур, — ответил Король. — Перед сражением все фигуры становятся на свои места. У каждой фигуры своё строго определённое начальное место на доске, и она всегда начинает бой именно с него.
— Это же скучно!
— Зато честно. Если бы все начинали, откуда захотят, противники приступали бы к сражению в разных условиях. А так нельзя.
Перед каждой партией нужно расставить фигуры на доске. В начале игры фигуры всегда стоят на одних и тех же клетках, чтобы было по-честному.
На каждую клетку можно поставить только по одной фигуре. Чтобы не запутаться и чтобы доска выглядела аккуратно, всегда ставь фигуру в центр клетки.
Сперва надо определить места для короля и королевы. Королева — модница, поэтому обязательно начинает игру с клетки своего цвета. Очень легко проверить, правильно ли расположена доска и расставлены фигуры: обе королевы должны стоять на клетках такого же цвета, как и они сами.


А король стоит рядом со своей супругой. Вместе они занимают середину крайних горизонталей — под номером 1 у белых и под номером 8 у чёрных.
Ту сторону доски, ближе к которой начинают два короля, взрослые шахматисты называют королевским флангом, а другую сторону — ферзевым флангом. Найди их на доске: к королевскому флангу относятся вертикали е, f, g и h, а к ферзевому — остальные четыре вертикали.

Слева и справа от королевской четы поставь слонов. На крайних клетках доски размести ладьи. Их время, как ты уже знаешь, придёт в середине сражения, а пока они могут постоять в уголке и подумать. На последние свободные поля между слоном и ладьёй становятся кони.

Все фигуры нужно прикрыть строем пешек. Поэтому восемь пешек занимают все клетки второй (у чёрных — седьмой) горизонтали, а остальные фигуры в начале партии смотрят поверх голов этих маленьких солдат.
Посмотри на схему: на ней все фигуры стоят на своих местах. Возьми фигуры и расставь их на доске так же, как на картинке. Потом убери фигуры с доски, закрой на минутку книгу и расставь фигуры ещё раз. Теперь опять посмотри на схему и проверь себя. Всё правильно расставил? Ни разу не ошибся? Молодец!


Кто ходит первым? Первыми всегда начинают белые. А вот кто из двух игроков будет играть белыми, можно определить перед игрой при помощи жребия. Например, возьми две пешки — белую и чёрную — и положи в мешочек. Пусть твой соперник выберет одну из пешек не глядя.

Не вздумай жульничать во время партии! Если пытаться обмануть противника или играть не по правилам, честного сражения не получится. Конечно, тебе хочется выиграть. Но важно сделать это по-честному, не нарушая правил шахматного сражения. Иначе вряд ли кто-то ещё захочет играть с тобой.


Метки: ,



Комментарии
Желаете поучавствовать в обсуждении или задать вопрос?
Комментарий:

  • Метки
  • Самые комментируемые
  • Последние комментарии