Главная > Разное > Объясняем ребенку про пешку в шахматах (Часть 10)

Объясняем ребенку про пешку в шахматах (Часть 10)

Добавлено: 19 января 2013 | Категория: Разное
(Нет оценок)
Загрузка...



Предпоследняя фигура, с которой мы познакомимся, — это пешка. Ты уже знаешь, что пешки — самые слабые воины в королевстве. Зато они очень дисциплинированные и их гораздо больше, чем остальных фигур. Под твоим началом сразу восемь пешек!
Самые многочисленные бойцы белой и чёрной армий ровной шеренгой стоят перед другими фигурами, прикрывая их.

Правило игры в шахматы: пешка
Пешка — самая слабая фигура на доске, зато их больше всех. В начале партии пешки заслоняют собой другие фигуры своего цвета. По одной пешке стоит на каждом поле второй (белые пешки) и седьмой (чёрные пешки) горизонталей.
Пешки называют по имени тех фигур, которые в начале партии находятся на одинаковых с ними вертикалях. Пешки на вертикалях а и h называются ладейными, на вертикалях b и g — коневыми, на вертикалях с и f — слоновыми. На вертикали d стоят ферзевые пешки, а на вертикали е — королевские.
Ферзевая и королевская пешки также называются центральными, а ладейные пешки по-другому называются крайними.
Пешка ходит вперёд по вертикали на одно свободное поле перед ней. Возвращаться назад, то есть ходить на поля сзади неё, пешка не может.
Пешка — единственная фигура, которая бьёт не так, как ходит. Атаковать пешка может два поля перед ней, находящиеся на соседних с ней вертикалях. Иными словами, это два поля того же цвета, находящиеся по диагонали перед ней. Ход со взятием пешка делает вместо своего обычного хода.
Если на поле перед пешкой стоит другая фигура, пусть даже фигура противника, пешка не может делать ход — ведь она бьёт не так, как ходит. Такая пешка называется блокированной. Чаще всего блокируют сами себя две пешки, которые шли навстречу друг другу, но бывает, что пешка блокируется и другой, более ценной фигурой.
Со своей исходной позиции пешка может один раз продвинуться вперёд сразу на два поля за один ход. Например, белая пешка, стоящая перед королём, может сделать вместо хода с поля е2 на поле еЗ ход с поля е2 на поле е4. Для этого нужно, чтобы эта пешка в партии ещё не двигалась и оба поля перед ней были свободны. Во время такого хода другая пешка может сделать взятие на проходе, про этот особый ход написано на одной из следующих страниц.

С пешек начинается сражение
Пешка — особенная фигура: она ходит по прямой, а бьёт по диагонали.
И ещё она не может вернуться назад, поэтому движется только вперёд.
Пешка шагает на одну клетку вперёд. Пешка берёт фигуру, находящуюся на следующей горизонтали, но не прямо перед ней, а по диагонали.


Правило игры в шахматы: превращение пешки
Когда пешка в результате своих ходов добирается до самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, её надо заменить на любую другую фигуру по выбору игрока. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём своего цвета. Превращение пешки считается частью того же хода, но после превращения новой фигурой нельзя сразу же ходить, сначала должен сделать ход соперник.
Обрати внимание: пешку, которая дошла до противоположного края доски, нельзя оставить пешкой. Её обязательно нужно заменить на другую фигуру.
При превращении пешки не имеет значения, сколько подобных фигур уже стоит на доске. Так, например, на доске может оказаться шесть коней одного цвета. Чтобы не перепутать превращенную пешку и обыкновенную, превращенную пешку как-нибудь специально обозначают. Например, подкладывают под неё бумажный кружочек и передвигают этот кружочек вместе с ней. Можно также надеть на пешку какой-нибудь колпачок.
Обычно пешку превращают в ферзя, потому что он — самая сильная фигура на доске. Но иногда бывает выгоднее превратить пешку в коня, потому что ферзь не умеет прыгать через фигуры, как кони.

Правило игры в шахматы: взятие на проходе
Это ещё один сложный ход, про который нужно поговорить отдельно.
Взятие на проходе случается, когда пешка одного игрока (например, белая) идет вперёд на два поля, а пешка второго игрока (соответственно, чёрная) расположена так, что поле, через которое двигается первая пешка, находится под атакой второй. Тогда чёрная пешка сразу после хода белой перемещается на находящееся за ней поле и берёт белую пешку.
Первая пешка завершает ход со взятием именно на этом «промежуточном» поле, как если бы пешка противника переместилась только на одно поле.
Взятие пешки противника может осуществляться только сразу после её перемещения на два поля. Совершать взятие на проходе можно только ответным ходом, иначе право взятия на проходе теряется.
С этим ходом трудно разобраться сразу. Посмотри на диаграмму на этой странице: чёрная пешка уже несколько раз двигалась вперёд и добралась до поля с4. Белая пешка всё это время стояла на месте, на поле b2. Теперь белая пешка делает ход на два поля вперёд.
Белая пешка оказывается на поле b4, но поскольку поле bЗ, через которое она прошла, находится под ударом чёрной пешки, то чёрная пешка ответным ходом идет на bЗ и берёт белую пешку b4, хотя даже не оказывается на одном поле с ней!
Ход «взятие на проходе» довольно сложный. Если тебе непонятно, как он делается, и ни диаграмма, ни подсказки старших не помогают, ты можешь договориться со своим партнёром по шахматам играть без этого хода. Но если ты захочешь учиться играть в шахматы в будущем, когда станешь старше, этот ход всё равно нужно будет освоить.


Пешкам всегда не терпится ввязаться в бой — перед началом партии им не стоится на месте, они так и рвутся вперёд. Как только им разрешают двигаться, они сломя голову бросаются на врага — если, конечно, их не придержать.
Когда пешка совершает первый ход в игре, она способна передвинуться не на одну, а на две клетки. Каждая твоя пешка может так прыгнуть по одному разу.
Как ты уже знаешь, пешка всегда идёт только вперёд. Если она дойдёт до противоположного края доски, то упрётся в него и не сможет больше сражаться. Разве не обидно? Поэтому пешка способна… превращаться в другие фигуры.
Пешку, которая достигла последней горизонтали, снимают с поля, а на её место ставят любую другую фигуру: коня, слона, ладью или ферзя.
Конечно, чаще всего пешка превращается в королеву: это ведь самая сильная фигура. Так у тебя может быть сразу две или даже три королевы! Хорошо, что по окончании партии они снова становятся пешками, иначе бедный король совсем запутался бы.
А вот в короля пешка превратиться не может: он такого не потерпит!
Помни: пешка превращается в другую фигуру на том же ходу, на котором становится на последнюю горизонталь.
Иногда выгоднее превратить пешку в коня, чем в королеву, потому что только конь может прыгать через другие фигуры. Настало время с ним познакомиться.


Метки: ,



Комментарии
Желаете поучавствовать в обсуждении или задать вопрос?
Комментарий:

  • Метки
  • Самые комментируемые
  • Последние комментарии