На каждой шахматной доске 64 поля двух цветов. На самом деле цвета могут быть любого оттенка, но игроки должны хорошо понимать, какие из полей — белые, а какие — чёрные, и правильно расставлять фигуры.
Линии из полей, идущие от одного игрока к другому, называются вертикалями и обозначаются буквами латинского алфавита.
Линии, идущие перпендикулярно вертикалям, называются горизонталями и обозначаются цифрами.
Для игры доска кладётся так, чтобы поле аl чёрного цвета находилось в левом углу той стороны поля, которая ближе к играющему белыми фигурами игроку.
Задача о кляксах
На некоторых клетках поставлены цветные кляксы. Они помогут проверить, насколько хорошо ты разбираешься в географии Шахматной страны. Разумеется, на настоящей доске нет никаких клякс — ни цветных, ни даже чёрно-белых.
На какой клетке стоит красная клякса? А жёлтая? Зелёная? Синяя?
Знакомство с шахматными фигурами
Через несколько страниц маленький шахматист начнёт по очереди узнавать все фигуры, которые стоят на шахматной доске, и запоминать, как они могут ходить. Но уже сейчас ему можно познакомиться с фигурами и запомнить, как они выглядят.
Чтобы ребёнку было проще, шахматные фигуры должны быть крупными и сильно отличаться друг от друга на вид и на ощупь.
Маленькому шахматисту может быть трудно сразу выучить все названия фигур и научиться их отличать. Чтобы ему помочь, можно использовать несколько развивающих упражнений.
Сначала можно играть с фигурами без доски, как с солдатиками или куклами. Обязательно называйте все фигуры правильно, чтобы ребёнок запомнил их названия и не запутался, когда будет осваивать правила игры.
Смешайте в одной коробке все фигуры. Предложите ребёнку разобрать смешанные фигуры по цветам и положить отдельно белые, и отдельно — чёрные фигуры.
Выбирайте поочерёдно по две разные фигуры из коробки и предлагайте ребёнку показать, чем одна фигура отличается от другой. В ходе такой игры каждую фигуру нужно несколько раз назвать вслух.
Отберите по одному экземпляру каждой фигуры. Предложите ребёнку расставить шахматные фигуры «по росту». Устройте среди фигур «перекличку», пусть маленький шахматист назовёт их все.
Спрячьте в мешочек одну шахматную фигуру. Предложите малышу на ощупь определить, какая фигура в мешочке.
Можно потом усложнить это упражнение. Спрячьте несколько фигур в непрозрачный мешочек. Предложите ребёнку на ощупь найти в мешочке ту фигуру, которую вы попросите.
— Разумеется, не могу. Я отправляюсь на поле и наравне с солдатами участвую в сражении. Иначе все подумают, что я трус и отсиживаюсь во дворце, когда другие воюют.
— Почему бы не командовать прямо с поля боя? Я в кино видел, что так делают.
— Эх, ничего ты не понимаешь, — сказал Белый Король. — Мои солдаты вон какие высокие! Когда я среди них стою, то не вижу всего поля, даже если на цыпочки подымаюсь. Нужно, чтобы кто-то смотрел со стороны и видел всё поле. Поэтому ты и будешь командовать. И обязательно выиграешь сражение.
— Но я не хочу выигрывать никаких сражений — я хочу домой! Вы знаете, как отправить меня домой?
— Вообще-то нет. Это знает только Чёрный Король.
— А его можно спросить?
— Разумеется, можно. Вот только он очень важная птица и не станет тебя слушать. Когда я хочу с ним поговорить или попить чаю, то беру его в плен. Или он меня — смотря кто успел раньше.
— Где же я его найду? — спросил Слава.
— Он появляется на поле только во время битвы, ведь я сражаюсь именно с ним, — ответил Белый Король. — Если ты его победишь, то как раз и спросишь.
— Выходит, мне всё-таки придётся командовать вашей армией, — Славе стало досадно.
— Выходит, что так, — ответил Белый Король.
Он был очень доволен, что всё так обернулось.
Славе ничего не оставалось, как пойти вместе с Белым Королём, чтобы познакомиться со своим будущим войском.
Покинув дворец, они двинулись вдоль чёрных и белых полей. По пути Король объяснял Славе, как проходят сражения в Шахматном королевстве:
— Мы не просто все вместе бежим в атаку, а руководствуемся правилами. Если сражаться по правилам, побеждает тот, кто был внимательнее и лучше продумал свои действия. А если сражаться не по правилам, побеждает тот, кто поступал нечестно. Так делать нельзя. Во время битвы солдаты совершают ходы. Когда наступит наша очередь ходить, ты выберешь одну из своих фигур и прикажешь ей перейти на другую клетку.
— Вы ходите только по клеткам? — удивился Слава. — Это же неудобно!
— Мои воины всегда ходят по клеткам. Такие у нас правила. Когда войны нет, солдаты могут пойти как угодно или даже лечь и полежать. Но во время сражения должен быть порядок. Если все станут ходить и бегать как придётся, я не разберусь, кому какие приказы отдавать. Что же тогда будет?
— И все ходят одинаково? — продолжал спрашивать Слава.
— Нет, — ответил Король, — все фигуры ходят по-разному. Я потом тебе об этом расскажу, пока ещё рано.
Игроки ходят по очереди. Когда наступает твоя очередь делать ход, ты должен переместить на доске одну фигуру, причем не как угодно, а только так, как эта фигура может ходить. В твоей армии пять разных видов фигур, не считая Короля. Каждая из них ходит по-своему.
— А что бывает, когда вы встречаетесь с противником?
— Мы его бьём.
— Бьёте? — возмутился Слава. — Разве так можно?
— На самом деле не бьём, — смутился Белый Король. — Это только так называется. Мы берём противника в плен. Но давным-давно, ещё при моем прадедушке, случались и драки. С тех пор так и говорят — «побить фигуру противника». Или можно говорить «взять фигуру противника». Выбирай вариант, который тебе больше нравится.
Перемещая фигуру, ты не можешь поставить её на клетку, на которой стоит другая твоя фигура. И когда фигура твоего цвета загораживает тебе дорогу, ты не можешь попросить её подвинуться.
За то если на клетке стоит фигура противника — другое дело.
Метки: Дети, Обучение детей
Извините, комментирование закрыто.
Извините, комментирование закрыто.