Похвала – один из общепринятых способов поощрения ребенка. Однако делать это следует правильно и в нужный момент, дабы результат не был противоположным. Кроме того, похвала должна выступать в различных формах, так как со временем одни и те же слова не производят должного эффекта.
Попробуем разобраться, что и когда уместнее говорить малышу. Если вы хотите подчеркнуть опрятность внешнего вида, положительно отозваться о поступках, следует употребить такие словосочетания как «мне нравится», «очень хорошо», «я тобой довольна». Такие похвалы уместны при начинании крохой новых занятий.
Что касается одобрения, его лучше выражать с помощью таких слов – «отличная работа», «так и продолжай», «у тебя очень хорошо получается». Такое расположение родителей приведет к уверенности в правильном выполнении задания, вселит в малыша уверенность и заинтересует еще сильнее. Похвалы вроде «умница», «молодчина» уместны в завершении дел либо поступков.
Кроме того, очень приятным моментом поощрения ребенка станет комплимент. Часто он касается отдельных черт характера, личностных качеств, элементов внешнего вида, мастерства в определенных действиях.
Родителям стоит знать, что скупиться на похвалы не стоит, они невероятно важны для малыша. Результатом этих действий для крохи становятся — вера в собственные силы, повышение самооценки, восстановление эмоционального состояния, а также пополнение запаса оптимизма. Кроме того, дружелюбный настрой позволяет детям внутренне раскрыться, проявить скрытые таланты.
Если слова похвалы звучат вовремя и уместно, ребенок захочет снова и снова выполнять задания правильно, доводить их до конца. Однако если приятные слова звучат часто – получаем противоположный результат: малыш без инициативы, не стремится закончить начатое, считает, что и так все делает правильно.
Ниже будут приведены правила похвалы, их выполнение родителями поможет избежать многих проблем и воспитать в малыше личность.
Первое правило касается способа похвалы – искренность, серьезность, понятность слов. Хвалить следует не вообще, а за что-то конкретное, предпочтительнее за выполненное задание или совершенный поступок, где были приложены усилия. Очень часто в хвалебных «одах» родителями используются критерии для сравнения – сосед, брат, герой какого-то мультфильма. Этого делать нельзя, так травмируется детская психика и возникает апатия ко всем начинаниям. В похвалах должен быть баланс, их задача — ориентир поведения крохи. Важная рекомендация для поощрения малыша – хвалить надо не личность, а конкретный результат усилий. В таком случае самооценка не будет зашкаливать, а целеустремленность только возрастать.
Таким образом, похвала – естественный и необходимый элемент воспитания уверенной в себе личности. Кроме того как правильно нужно хвалить малыша, также следует знать рекомендации к наказанию. Только балансирование между «кнутом и пряником» может привить ребенку определенные жизненные правила и ценности.
Метки: Дети, Обучение детей
Замечательный сайт, с очень познавательными статьями, узнала очень много интересного, моей дочке 3 года, я часто ее хвалю, но никогда не задумывалась, что нужно, не просто хвалить, а хвалить за конкретное действие или поступок, чтоб ребенок знал за что конкретно его хвалят, попробовав полученные навыки в действие, доча стала с большим интересом делает то за что ранее я ее хвалила. Еще раз большое спасибо, буду и дальше развиваться с помощью ваших статей.
Извините, комментирование закрыто.