Некоторые картины, увиденные мной еще в раннем детстве, запечатлелись настолько сильно, что я помню их во всех подробностях. Так, однажды увидев в черной репродукции картину Питера Брейгеля «Охотники», я запомнил ее навсегда.
Размышляя над этими произведениями, которые написаны в разные эпохи, совершен-но в различных живописных манерах, я пытался уяснить себе, в чем же их сила, почему их невозможно забыть? Очевидно, дело все в том, что каждый из перечисленных мной авторов выразил свою идею в композиционном строе полотна с такой предельной ясностью, что, увидевши картину хотя бы один раз, сразу веришь в ее неподдельную правду. И действительно, попробуйте, скажем, в пейзаже Гоббемы «Дорога» или в картине «В голубом просторе» Рылова что-нибудь прибавить или убавить и вы убедитесь, что этого сделать нельзя. Я не случайно взял в качестве примеров столь разнообразных художников с совершенно различными творческими манерами. Ряд картин, такие, как «Охотники» Брейгеля, «Дорога» Гоббемы, «Грачи прилетели» и «Проселок» Саврасова, писались в мастерской по впечатлениям, по этюдам, по зарисовкам, а «Вид Сорренто близ Неаполя» Сильвестра Щедрина, «Март», «Березовая роща» Левитана и «Зимой» К. Коровина, очевидно, написаны непосредственно с натуры. Однако сила воздействия тех и других неоспорима.
В тех случаях, когда пейзаж пишется непосредственно с натуры и из этюда перераста-ет в картину, художник должен с невероятным напряжением отбирать из натуры то, что ему нужно для выражения главной его мысли: какими-то деталями жертвовать, что-то обобщать, что-то усиливать, чтобы получить гармонию целого. Явление, которое художник хочет пере-дать на холсте, он должен прекрасно знать, предварительно изучив его. К. Коровин неоднократно писал зимы в разных состояниях, бывал на севере, работал в средней полосе России. И вот однажды он увидел картину русской зимы, которая его как прекрасного колориста за-хватила настолько, что он донес до зрителя всю ее прелесть и очарование в этом простом мотиве. Этюд, написанный с натуры, перерос в картину. На первый взгляд, в его небольшом по размеру полотне нет ничего мудреного и особенного – не чувствуется никакой композиции. Но это только на первый взгляд. Вся сила композиции картины в том, что ее совершенно не ощущаешь, – так убедительно крепко и просто она скомпонована. Это действительно русская зима, вернее образ ее, воспетый Коровиным в живописно поэтической форме.
Совершенно другой композиционный строй, по-своему острый и выразительный, в картине А. Рылова «В голубом просторе». Эта картина была написана художником в 1918 году, отсюда романтическая приподнятость ее решения. Как удачно выбрана автором точка зрения. Он как бы смотрит на этот вольный полет птиц с воды, поэтому линия горизонта в его холсте очень низкая, что усиливает безграничность пространства и сообщает монументальность этому эпическому полотну.
Примеров острого, оригинального решения композиции в пейзаже можно привести множество, так как каждый художник, посвятивший свое творчество изображению природы, думает, наблюдает и делает выводы из наблюдений в своих картинах. Мне бы не хотелось, да это просто и невозможно в одной статье, разбирать решения многих превосходных пейзажных композиций. Хотелось бы еще остановиться лишь на картинах советских художников, которые, на мой взгляд, определили этапы в развитии пейзажного искусства.
Таким вот произведением, характерным для определенного этапа советской пейзаж-ной живописи, является картина Б.Н. Яковлева ‘ «Транспорт налаживается», появившаяся в 1923 году. Суровые краски этого пейзажа, строгая уравновешенная композиция прекрасно передают обстановку, которая царила в те годы на транспорте. Паровозы как бы застыли в немом молчании, но некоторые из них уже разводят пары: лед тронулся – пройдет немного времени, и транспорт наладится.
А.А. Дейнека в картине «Окраина Москвы» повествует о тяжелых годах Великой Отечественной войны. Москва как бы ощетинилась надолбами и заграждениями на окраинах. Враг у ворот столицы – нужно отстоять Москву. Предельно ясно, лаконичными средствами, очень остро и выразительно Дейнека рассказал о тяжелом времени в жизни советского наро-да. Глядя на картину, вспоминаешь пережитое…
После войны большой вклад в развитие советского пейзажа сделали художники С.В. Герасимов с его великолепными среднерусскими пейзажами, Н.М. Ромадин своими циклами камерных пейзажей, С.А. Чуйков эпическими полотнами, посвященными родной Киргизии, Г.Г. Нисский, в картинах которого ощущается романтика дальних дорог, морских просторов, суровой северной природы.
Возникает вопрос: а как же компоновать пейзаж? Существуют ли готовые схемы, по которым можно наверняка построить композицию?
Законов таких нет, вернее их громадное множество. Они постигаются в результате длительного творческого опыта, связанного с изучением окружающей действительности и лучших произведений мирового искусства.
Говорить о законах, о схемах, о канонах композиции без конкретных примеров почти невозможно, так как в одном случае действуют одни законы, а в другом – совершенно другие, диаметрально противоположные. Поэтому мне бы хотелось поделиться с читателем тем небольшим творческим опытом композиции пейзажа, которым я руководствуюсь в практической работе. Повторяю, что это не есть какой-то единственный и верный прием композиции – отнюдь нет. Это всего лишь один из тысячи примеров решения композиции пейзажа.
Мне бы хотелось рассказать о том, как я работал над пейзажем «С колхозных полей», написанным мной в 1951 году.
Уезжая из колхоза в город для продолжения работы над картиной, я с вещами взобрался на грузовую машину и испытал ощущение скорости, сидя в кузове грузовика на кочанах капусты.
Работая в мастерской, я еще и еще раз проверял композицию задуманной картины. Очень долго не ладилось у меня со срезом первой машины, которая по идее должна как бы пролетать мимо зрителя на большой скорости и быть одновременно смысловой нагрузкой переднего плана.
Когда композиция выяснилась, я перешел к работе над самим холстом. Но здесь пришлось столкнуться с такими трудностями, которые невозможно было преодолеть без дополнительного этюдного материала. В процессе работы над холстом я, очевидно, потерял то ощущение, то непосредственное впечатление, которое мне хотелось донести до зрителя. Картина получалась статичная: первая машина никак не хотела двигаться с места, а просто-напросто как стаффаж переднего плана стояла на обочине шоссе. Я снова поехал в колхоз, чтобы еще раз понаблюдать, пописать, порисовать то, что меня волновало и без чего картина не получалась.
И вот осенью следующего года я опять сидел у шоссе и наблюдал проносящиеся мимо меня грузовые машины. Как же передать ощущение скорости? Вот какой вопрос старался я тогда решить.
В мастерской, отвернув холст, стоящий у стены, я сразу понял, в чем моя ошибка. У меня было слишком статичное небо. Тут же сразу я наметил брезент на едущей машине. Работа пошла дальше. В течение месяца я заново переписал почти весь холст, переделал небо и грузовик переднего плана. И тогда картина ожила. Появилось ощущение движения и какая-то романтическая приподнятость художественного образа.
Вы вправе задать мне вопрос, в чем же, собственно говоря заключается композиция моей картины, когда я все то, что изобразил на холсте, видел в жизни?
Да, действительно, я видел отдельные элементы задуманной мной картины, писал, рисовал и наблюдал в натуре отдельные элементы будущего холста, но композиция картины сложилась все-таки не сразу. Сделать композиционный вывод из суммы всех впечатлений и наблюдений оказалось не так-то просто. Пришлось многое упрощать, многим жертвовать, кое-что дополнять, напрягая зрительную память и воображение, чтобы, от эскиза к эскизу совершенствуя композицию, достичь того, чего мне хотелось. Следовательно, нужно постоянно тренировать воображение, чтобы из огромного количества натурных материалов и наблюдений делать композиционные выводы.
В работе над композицией пейзажной картины немалую роль играет воображение.
Много ли, мало ли вы работали с натуры, старайтесь делать какие-то выводы, ставьте композиционные задачи, решайте по воображению, исходя из виденного или написанного вами. Пусть сначала будут получаться наивные вещи; не смущайтесь, продолжайте тренировать себя в композиции.
Изучайте внимательно наше художественное наследие в музеях; присматривайтесь к композиционным приемам, которыми пользовались художники.
Читайте монографии о художниках, их высказывания, советы, и вы постепенно разовьете в себе чувство композиции.
Мне бы хотелось сделать кое-какие выводы из всего вышеизложенного.
Прежде всего, если вы любите природу и хотите научиться правдиво изображать ее в своих этюдах, рисунках, композициях, то вам необходимо «заболеть этой тяжелой и затяжной болезнью». Ибо без страсти к делу, которым вы хотите заняться, ничего не получится.
Постоянно, не пропуская ни одного свободного дня и даже часа, выезжайте на природу. Наблюдайте, делайте наброски, пишите этюды, развивайте зрительную память и воображение, делая этюды и рисунки по памяти, композиции пейзажных мотивов, поразивших вас.
Ставьте себе определенные задачи в рисунках и этюдах и старайтесь решить их до конца, как бы трудны они ни были, так как незаконченная и брошенная работа расхолаживает автора.
Не смущайтесь тем, что сначала будет получаться не совсем то, чего бы вам хотелось, упорно и настойчиво продолжайте работу.
Никогда не уничтожайте даже самый плохой этюд, ибо потом при сравнении с написанными позднее этюдами вы сможете проследить свой творческий рост.
Этюд, написанный непосредственно с натуры, как бы плох, наивен он ни был, никогда не поправляйте дома от себя, так как вы можете ошибочно изобразить какой-либо предмет.
Читайте литературу о художниках, их дневники, воспоминания, высказывания – это также будет способствовать вашему развитию.
Изучайте собрания наших художественных музеев, внимательно вглядываясь в картины художников, которых вы любите. Это также на многое откроет вам глаза.
И еще: старайтесь не работать в одиночку. Если там, где вы живете, есть художник-профессионал или группа художников-любителей, то обязательно дружите с ними, советуйтесь по волнующим вас вопросам искусства. Очень хорошо, если несколько раз вы совместно с товарищами пойдете поработать на природе. Такие совместные выходы на этюды всегда приносят огромную пользу: рождаются новые мысли, возникают интересные вопросы.
Посещайте занятия художественных студий и университетов культуры – это также необходимо для повышения ваших знаний в области изобразительного искусства. Словом, если вы обладаете способностями пейзажиста, то этого еще очень мало, чтобы стать художником. Только упорный целеустремленный труд в течение нескольких лет может дать желаемый результат.
Метки: Учимся рисовать
Извините, комментирование закрыто.
Извините, комментирование закрыто.