Рисование пейзажа не менее трудная задача, чем, скажем, рисование головы человека. Так же как портрет требует от рисовальщика знаний анатомии, перспективы и ощущения объема в пространстве, или, иными словами, объемно-пространственного видения, так и рисование пейзажа с натуры требует тех же навыков. Нужно безупречно знать и очень хорошо чувствовать перспективу для того, чтобы все предметы, которые входят в рисунок пейзажа, поместить в пространство. Нужно знать строение и характер деревьев, трав, камней, построек – словом всего того, что пейзажист может встретить, работая над пейзажем. Иными словами, следует очень ревностно, с любовью относиться к рисунку пейзажа, чтобы день ото дня познавать с карандашом в руках все неповторимое многообразие природы.
Занятие это покажется некоторым довольно скучным на первых порах: ведь куда приятнее выйти на природу с красками и написать этюд – это интереснее и увлекательнее, чем рисование карандашом. Однако если обратиться к истории искусства, то нетрудно заметить, сколько сил, энергии и труда отдавали художники изучению природы посредством рисунка.
Некоторые рисунки старых мастеров носили характер подсобных набросков, выполненных с натуры для изучения того или иного объекта природы, который необходимо было познать для более убедительного изображения его в задуманной картине; некоторые рисунки были сделаны как самостоятельные, законченные и экспонировались на выставках.
Изучая наследие мастеров пейзажной живописи, я убедился на собственном опыте в том, что заниматься пейзажем и игнорировать рисунок, то есть игнорировать изучение закономерностей многообразных форм окружающей нас природы, – невозможно. Поэтому начинающему пейзажисту нужно с первых же шагов приучить себя систематически рисовать окружающее.
Как же практически это сделать? Обыкновенно художник-пейзажист несколько раз в году выезжает на природу. Он пишет этюды, задумывает пейзажные композиции на основе наблюдений, рисует и делает всевозможные наброски карандашом или углем. И чем целенаправленнее, плодотворнее пейзажист поработал на природе, чем больше он собрал натурного материала для задуманной картины, тем богаче и красочнее становится его воображение.
Начинающему художнику-пейзажисту необходимо работать на природе. В первый же выезд на этюды нужно, помимо красок и холстов, взять с собой принадлежности для рисования. Очень хорошо иметь небольшой карманный альбом с карандашом и носить его постоянно с собой. Куда бы вы ни пошли – в лес, в поле, на речку или в близлежащий колхоз, – всегда берите этот небольшой альбомчик. По пути вам может понравиться тот или иной мотив – немедля зарисуйте его в альбом, чтобы потом, может быть, сделать с него рисунок или этюд. Вы можете идти по опушке, вдоль которой бежит, извиваясь, образуя очень интересные изгибы, тропинка или дорога – и это зарисуйте, стараясь проследить за тем, чтобы и дорога, и тропинка лежали на плоскости земли и уходили в перспективу. Вы можете встретить характерное по форме дерево или группу деревьев – не проходите мимо, а заносите заинтересовавший вас объект в свой альбом; смотрите внимательнее на пропорции деревьев, на их силуэты.
Кроме небольшого карманного альбома, нужно иметь при себе большой альбом, куда бы вы заносили более проработанные, более длительные рисунки. Скажем, вас заинтересовала группа елей в лесу, и вы решили их нарисовать. Найдя нужную композицию, начинайте, не торопясь, рисунок. Сначала внимательно продумайте композицию, найдите отношение вышины к ширине каждого дерева, обратив внимание на характер деревьев. У одной ели очень низкие и раскидистые лапы, другая, наоборот, может оказаться стройной и ствол ее внизу будет почти оголен, третье дерево совершенно сухое. Словом, на первом этапе рисунка, работая почти без тона или вводя тон очень деликатно, главное внимание обращайте на характер и пропорции отдельных элементов.
Блестящее решение такой задачи вы найдете в приведенном нами рисунке Ф.А. Васильева. Посмотрите, как внимательно и точно художник следит за строением камней, как виртуозно владеет он простым карандашом, сочетая точную линию с тоном, который он наносит очень деликатно и всегда там, где он необходим.
И, наконец, вам понравилось, вас захватило то или иное состояние природы, причем быстро проходящее. Ну, скажем, снегопад, мятущиеся по небу облака при сильном ветре или тихий летний вечер с очень красивым силуэтом далей и мерцающих огней в деревне. Все это можно показать в рисунке. Только здесь будет уместно использовать тональный рисунок, причем хорошо рисовать кистью, взяв для этой цели черную акварель или сепию. Цель такого рисунка – передача состояния природы. Если вы верно возьмете тональные отношения неба и земли, найдете силуэт дальнего плана, то огоньки в окошечках деревенских изб у вас непременно загорятся. Примеров такого рода рисунков можно привести много. Посмотрите внимательно работы Милле, Коро, Шишкина, Левитана, Серова, и вы найдете в творчестве этих художников множество образцов тональных рисунков.
Кроме карманного и большого альбома, было бы очень хорошо, если бы вы захватили с собой на природу несколько листов ватмана или полуватмана и планшет для наклейки поллиста бумаги. Итогом всех ваших рисунков, набросков, наблюдений явился бы длительный рисунок. Если вы предполагаете вести рисунок в течение, скажем, недели, выбирайте мотив, в который входят разнообразные компоненты пейзажа – дорога, деревья, постройки, дали, – словом, сложный мотив, чтобы на нем попробовать свои силы.
Для такого рисунка нужен соответствующий материал: или карандаш, или уголь, или сангина, или сепия, черная акварель или тушь. Сделав рисунок, вы почувствуете, в чем вы сильны и что еще не очень твердо изучили. Такой рисунок будет генеральной проверкой всех навыков, которые вы приобрели за лето в области рисования пейзажа. Чем больше вы будете рисовать, тем успешнее будут результаты вашей работы.
Живопись
Иногда в процессе работы выясняется, что выбранная в первый момент точка зрения не самая удачная. Бывает, что, отойдя на шаг-два в сторону от намеченного положения, вдруг увидишь, насколько намеченный мотив становится интереснее. Поэтому, прежде чем начать работать, посмотрите на мотив с разных точек зрения, чтобы остановиться на самой выразительной.
Вот такое осознанно найденное построение на плоскости холста выбранного мотива и есть композиция этюда.
Целесообразно начать сразу два холста. Один в солнечный день, другой в пасмурный, чтобы в зависимости от погоды работать над тем или другим. Выполняя длительный этюд, учтите, что в солнечный день работать над мотивом можно полтора-два часа, не больше, так как состояние солнечного дня меняется довольно быстро. В пасмурный день состояние более устойчиво и позволяет работать над этюдом два, три часа.
Скомпоновав пейзаж, очень хорошо на картоне сделать краткосрочный этюд с задуманного вами мотива в нужном состоянии для того, чтобы уяснить большие живописные отношения будущего холста.
Приступая к работе над холстом, не спешите. В течение сеанса или двух внимательно прорисуйте мотив углем или жидкой масляной краской на скипидаре. После рисунка начните подмалевывать холст, взяв для этой цели в качестве разбавителя тройник – смесь скипидара, масла и лака. Тройник следует сделать разной крепости. Для начала работы хорош тройник, где будет меньшее количество лака; в конце работы тройник может быть крепким, с большим количеством лака.
Подмалевывая холст, исключите с вашей палитры белила – работайте жидко, как акварелью. Это позволит подложить под живописный слой этюда звучную по цвету подоснову. Не старайтесь в подмалевке взять точный цвет, особенно в свете, следите только за отношениями цветов. Внимательнее относитесь в подмалевке к теням и темным местам в этюде. Если тени возьмутся верно цветом, будут сравнены между собой и звучно и цветно взяты без белил, это поможет успешному ведению этюда.
После подмалевки надо день или два как следует просушить холст, так как писать по сырому подмалевку не рекомендуется.
Прежде чем приступить к пастозной прописке холста, возьмите головку луковицы, разрежьте ее пополам и высохший подмалевок протрите срезом луковицы. Это делается для более крепкой связи подмалевочного слоя с последующим, пастозным.
При работе над длительным этюдом не торопитесь как можно быстрее закрыть весь холст – прописать его пастозно. Пишите вдумчиво, не торопясь, сравнивайте отношения цвета и тона, постепенно набирайте драгоценную мозаику цветовых отношений. Бойтесь белил в тенях и темных густых местах холста, ибо от введения белил тени станут белесыми, замутятся. Это приведет в дальнейшем к разделке в полутенях и светах, а в результате и весь этюд может стать белесым.
Не вводите много деталей до тех пор, пока весь этюд не будет сгармонирован в целом, так как живописная гармония целого в длительном этюде – самая главная и очень трудная задача.
После того как этюд прописан и вы установили большие отношения, сгармонировали цвета, холст необходимо хорошо просушить. Поверните его к стене и не смотрите на него дней пять. В это время холст просохнет, и вы немного отдохнете от этюда, чтобы затем с новыми силами взяться за его окончание.
После того как ваш этюд просох, будет неплохо, если лишнюю краску вы удалите лезвием безопасной бритвы, так как в дальнейшей прописке она будет мешать. Затем снова протрите холст срезом луковицы или чесночной дольки, особенно то место, которое вы собираетесь писать тут же.
Начинать писать надо с самого интересного места в холсте. В любом пейзажном мотиве существует всегда композиционный центр – место, во имя чего вы, собственно говоря, затеяли писать тот или иной мотив. Это может быть сплетение дороги и тропинок, вокруг которых группируются кусты, деревья или постройки в летнем пейзаже; или интересный по форме и цвету, не успевший растаять кусок снега, лежащий в тени забора ранней весной; или впечатляющие своей окраской деревья и кусты золотой осени.
С этого места и начинайте прописывать этюд
Сначала возьмите небольшой кусок, который вы смогли бы осилить за один сеанс, и еще раз внимательно пропишите его. Это не значит, что нужно буквально все переписать – нет. Кое-что, может быть, у вас было прописано верно, кое-где вы ошиблись, кое-что у вас жестко в касаниях или не верно в живописных отношениях. Словом, старайтесь написать так, чтобы этот кусок в холсте ожил. Пусть даже написанное пока будет выпадать из целого – не страшно. Зато такой живой кусок позволит вести работу дальше и улучшать остальные части вашего этюда. Так, от сеанса к сеансу, все время внимательно сравнивая большие отношения, пишите, внося необходимые детали, не теряя вместе с тем и чувства общего.
Примером длительного этюда с натуры, который стал самостоятельным произведением искусства, является «Заросший пруд» В.А. Серова. Мы не знаем, сколько сеансов молодой художник работал над этим произведением, но известно, что почти все лето 1883 года он посвятил работе над этим холстом.
Посмотрите, как мастерски передал Серов в этом пейзаже состояние тихого летнего вечера, как великолепно почувствовал уходящую в пространство зеркальную гладь воды, на поверхности которой плавают водоросли. С каким вниманием нарисованы отражения в воде, как мягко написаны касания деревьев к вечернему небу. Деревья заднего и среднего планов и особенно часть листвы первого плана написаны очень подробно, однако, как и все детали этого пейзажа, подчинены целому.
Словом, мне хочется обратить ваше внимание на то, как Серов в этой работе, которая насыщена множеством деталей и подробностей, сумел подчинить детали целому, обогатив звучание всей картины, ее настроение.
Выполняя длительный этюд пейзажа, не оставляйте работу над этюдами быстрыми, односеансными. Чем разнообразнее, чем интереснее будет ваша работа над изучением природы, над изучением ее цветовых закономерностей, тем больших результатов вы достигнете. Для того чтобы изображать ту или иную деталь в пейзаже, нужно очень хорошо ее знать. Постарайтесь сделать несколько этюдов деталей пейзажа – ветки, камня, части цветущего луга, неба в различных состояниях. Старайтесь в таком этюде изучить форму предмета, внимательно пролепив ее цветом. Все это очень поможет вам в работе над длительными этюдами и затем над композиционным пейзажем. Чем больше у вас будет этюдов, записей с натуры, тем больше вы познаете природу, тем свободнее в дальнейшем творчестве вы будете распоряжаться различными элементами пейзажа.
Александр Иванов, собирая материал к картине «Явление Христа народу», помимо многочисленных этюдов фигур и голов, написал значительное количество пейзажных этюдов. Ветка дерева на фоне южного неба, цепи гор для дальнего плана картины, группы деревьев, камни у воды, плотная каменистая почва переднего плана и много других. Наследие Иванова показывает, как в каждом отдельном случае автор ставил перед собой определенную задачу и как великолепно, обогащая раз от раза, решал ее.
Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. Солнечный день, сумерки или дождливый денек поздней осени – все это определенные состояния природы, которые выражаются в каждом отдельном случае живописным строем этюда. Изучение цветовых закономерностей различных состояний природы также одна из важнейших задач пейзажиста.
Предположим, день или два в деревне, где вы живете летом, идет проливной дождь – работать над начатыми холстами невозможно. Постарайтесь сделать из окна или откуда-нибудь из-под навеса этюд, передающий это состояние природы. Задайтесь целью написать так, чтобы на этюде чувствовался действительно проливной дождь. Или вы попали за город в марте, когда природа просыпается, ликует. Солнце слепит, снег искрится, а голые золотистые ветви деревьев «звенят» на фоне весеннего голубого неба. Вот тоже прекрасный случай попробовать свои силы – передать то состояние чарующей весенней природы, которое вас взволновало. Здесь красочный строй этюда будет совершенно другой, чем в первом примере.
А таких примеров можно привести массу – ни один день в году не похож на другой, а как различны по краскам в природе весна, лето, осень и зима. Изучайте различные состояния природы и вы почувствуете, как от этюда к этюду увереннее и тверже будете брать живописные отношения, тем самым правдивее и тоньше раз от раза передавать ее настроение.
Жизненно правдивое и гармоничное сочетание красок, слаженность многообразных оттенков, определяющих цветовой облик картины, – и принято называть колоритом в живописи.
Развивать в себе чувство колористического видения мира также одна из задач начинающего художника. И действительно, для того чтобы передать то или иное состояние природы посредством красочных и тональных отношений, нужно все это увидеть в природе и переложить на язык красок, ибо механически «списать» пейзаж с натуры невозможно. «Натуру надо написать», – говорил художник Шегаль, и это, действительно, профессионально точное выражение.
Постройте свою работу на природе так, чтобы чередовать короткий этюд с длительным, чтобы в одном этюде ставить себе задачу на изучение состояния природы, в другом – изучать конкретно взятый пейзаж в том или ином состоянии. Кроме этюдов с натуры, старайтесь развивать свою зрительную память. Старайтесь поразившее вас состояние природы написать по памяти. Это очень важно и нужно, ибо пейзажисту необходимо развивать зрительную память, так как не всегда возможно картину написать непосредственно с натуры. Работая по впечатлению, вы будете постоянно тренировать свою память. То, мимо чего вы раньше проходили и не замечали, будете замечать, иными словами, вы день ото дня будете все зорче смотреть и вглядываться в окружающее, улавливая характерные особенности солнечного дня, вечера, туманного утра – различных состояний природы. Вы приучите себя активно, творчески наблюдать окружающую действительность. Работа по памяти дает возможность уловить и передать в изображении обобщенный живописный образ природы, являясь как бы переходной стадией между непосредственным этюдом с натуры и работой над композицией картины.
Метки: Учимся рисовать
Извините, комментирование закрыто.
Извините, комментирование закрыто.